# [Двадцать девятое февраля](/s1) Интерактивная версия одноимённого рассказа Анатолия Алексина, входящего в цикл, который условно иногда называют «Ребёнок в мире взрослых». Проверьте, а как бы вы повели себя в такой ситуации. **©** *Никита Цейковец* ## [s1](" ") Говорят, что любовь облагораживает человека. С того дня, как я полюбил, мне всё время приходилось кому-нибудь врать. Я делал это не нарочно. Просто мне задавали вопросы, на которые я не мог ответить честно. — Почему ты столько времени уделяешь причёске? И рубашки стал менять чуть ли не каждый день? — У нас в школе работает санитарная комиссия. — О чём ты всё время думаешь? У тебя отсутствующие глаза. Из-за чего ты вздыхаешь? — Из-за отметок… У меня появились двойки. — Их же не было! Откуда они? — Вот об этом как раз я и думаю. Но на самом деле я думал о [Лиле Тарасовой.](/s2) ## [s2](" ") Она пришла к нам из другой школы. Помню, на большой перемене подбежал ко мне Владик Бабкин и таким безразличным-безразличным голосом говорит: — Да, кстати… Ты новенькую видел? — Какую новенькую? — Тут одна… ученица. Рядом с тобой есть свободное место. Если она захочет на него сесть, ты скажи, что оно уже занято. Ладно? И пошли её ко мне. Я тоже один сижу… Ладно? - [— Ладно, скажу.](/s3) - [— А зачем это?](/s3#c2) ## [s3](" ") [— Я не могу объяснить… Но поверь — это важно!](?c2) Минут через пять новенькая подошла ко мне и сказала: — Здесь свободное место? Я посмотрел на неё — и на миг потерял сознание. По крайней мере я совершенно забыл о Владике и о его просьбе. — Можно, я сяду? — спросила она. - [— Можно…](/s4#c3) - [— Нельзя…](/s4#p3) - [— Тут занято…](/s4) ## [s4](" ") [— Можно, — прошептал я. И на том же уроке схватил первую двойку. Я схватил её потому, что очень хотел получить пятёрку. Получить на глазах у Лили Тарасовой!](?c3) [— Нельзя, — резко сказал я.](?!c3&p3) [— Тут занято, — спохватился я.](?!c3&!p3) [— А мне хочется сидеть именно здесь, — ответила она, вздёрнув носик и усевшись рядом со мной.](?!c3&p3) [— А я вижу, что не занято, — ответила она, вздёрнув носик и усевшись рядом со мной.](?!c3&!p3) [Ну а я на том же уроке схватил первую двойку. Я схватил её потому, что очень хотел получить пятёрку. Получить на глазах у Лили Тарасовой!](?!c3) С тех пор я всё время хотел, чтобы у неё на глазах со мной произошло что-нибудь необычайное или просто хорошее. Одним словом, хотел, как говорится, предстать перед ней в выгодном свете. Но наконец я понял, что в таком свете я могу предстать перед ней только на катке. Потому что я хорошо катался! И [я пригласил её на каток.](/s5) ## [s5](" ") Я где-то читал, что выдающийся человек всегда имеет «своё лицо». Лиля ни в чём не была похожа на остальных! Портфель у неё был мягкий, вишнёвого цвета, с двумя золотыми замочками. Тетрадки и книжки были обёрнуты в красивую розовую бумагу с разводами, и не было на них ни одной кляксы и вообще ни одного пятнышка. Самописка была, как говорится, миниатюрная, карандаш с оранжевым ластиком на конце, блокнотик изящный, с календарём на обложке. А уж о глазах я и не говорю!.. Лиля заглянула в этот самый блокнотик с календарём и сказала: — Двадцать восьмое февраля — это суббота. Вот и прекрасно! Пойдём на каток в воскресенье — двадцать девятого. - [— Хорошо, договорились.](/s6) - [— А почему так не скоро?](/s6#c5) ## [s6](" ") [— Чтобы ты успел заслужить это право!](?c5) [— Какое… право?](?c5) [— Пойти со мной на каток! — ](?c5) Она взглянула мне прямо в глаза и спросила: — На что ты способен ради меня? — Я ответил: — На всё! — Вот и прекрасно! Я буду тебя испытывать. Для начала выполни одну мою просьбу. - [— Любую!](/s7#c6) - [— Мы так не договаривались!](/s7) ## [s7](" ") [— Неужели тебе так сложно мне помочь? — надула она губки. ](?!c6) — Я раньше дружила с Валей. А потом мы поссорились. И у меня осталась Валина книжка. Я не хочу сама заходить… — [Понимаю! — воскликнул|Ладно. — ответил](?c6) я. — Где живёт Валя? Укажи только адрес. Я отнесу книгу[, чего бы это мне ни стоило!|.](?c6) — Вот и прекрасно. Вадя живёт прямо подо мной, на втором этаже… — А ты, значит, на третьем? — быстро сообразил я. А ещё я сразу сообразил, что увижу дом, в котором живёт она, поднимусь по той самой лестнице, по которой каждый день ходит она. Всё это имело для меня очень большое значение! Такое большое, что я сначала поднялся на седьмой этаж, потом спустился на третий, постоял немного возле её квартиры, вздохнул и [спустился ещё на один этаж…](/s8) ## [s8](" ") Двери мне открыл парень лет тринадцати или четырнадцати. Я слышал, что внешность для мужчин не имеет большого значения. И всё же сразу подумал о том, что парень этот выше меня ростом и гораздо красивее. Мне стало грустно… Но я взял себя в руки и спросил: — Валя дома? Мне нужно отдать ей книжку. — Не ей, а ему! — сказал парень. И протянул руку. Так, значит, это с ним она раньше дружила? Мне стало совсем тяжело. — Ты что, её паж? — спросил Валя. Высокие и красивые люди могут задавать любые вопросы. - [...](/s9#c8) - [— От пажа слышу!..](/s9) - [— А ты дылда!..](/s9) ## [s9](" ") [Я молча|Валя улыбнулся и закрыл дверь, а я](?c8) удалился к себе домой… Я знал, что дома уже обо всём догадались. Бабушка старалась повлиять на меня. Но, как всегда, необычно, по-своему. — А сын моей соседки, который учится в седьмом классе, решил сначала окончить школу, потом институт, потом прочно встать на ноги и только после этого думать обо всём остальном! — сообщала бабушка. Отсюда я должен был сделать вывод, что и мне нужно пригласить Лилю Тарасову на каток после окончания института. Маме бабушка в тот вечер сказала: — Когда тебе в пятом классе понравился один мальчик, это, я помню, помогло тебе стать отличницей. Это вдохновило тебя! Я понял, что и мне не мешало бы стать круглым отличником. На следующий день я получил по физике тройку с минусом. — Не узнаю тебя! — сказала физичка. Я и сам себя с трудом узнавал! Мне нужно было [с кем-нибудь посоветоваться.](/s10) ## [s10](" ") Я вспомнил о студенте-геологе Юре, который жил в соседнем подъезде. Его родители тоже были геологами и часто уезжали в командировку. Однажды, когда они уехали, Юра заболел чем-то серьёзным. Я, конечно, мог заразиться. Но, пренебрегая опасностью и возражениями бабушки, ухаживал за Юрой, бегал за лекарствами и даже один раз поставил ему горчичники. — Если у тебя в жизни возникнет какая-нибудь трудность, приходи ко мне, — сказал Юра. Я пришёл и всё ему рассказал. Он рассмеялся. — Ну, брат, это не трудность! Ты в шестом классе? Помню, помню… Случалось! Но всё это несерьёзно. Ты же рисковал ради меня. И я хочу ответить тебе тем же самым! А тут и помогать нечего. Всё само рассосётся, рассеется. Как дым, как утренний туман! Примерно через неделю Лиля сказала мне: — Не хочешь ли подежурить в моём подъезде? - [— Хочу!..](/s11#c10) - [— Не хочу.](/s13#p10) - [— А зачем это?](/s11) ## [s11](" ") [— Хочу! А что это значит?..](?c10) — Ну вдруг мне в чём-нибудь понадобится твоя помощь? А ты рядом, в подъезде… — [Я готов стоять там круглые сутки!|Ну ладно.](?c10) —[ Зачем же так много? ](?c10) Часа полтора или два в день. И хватит! Она продолжала меня испытывать. — Не бойся. Тебе там не будет скучно, — сказала Лиля. — Вместе с тобой будет дежурить и Владик Бабкин! Значит, и [он тоже проходил испытания.](/s12) ## [s12](" ") Мы с Владиком стали дежурить. Лиля спускалась сверху, и мы сопровождали её в магазин или на рынок. Мы шли сзади и несли сумки. Она проходила через двор, где Валя со второго этажа как раз в это время играл в хоккей. Он останавливался, махал клюшкой и обязательно как-нибудь нас с Владиком называл. То «почётным эскортом», то «музыкальным сопровождением», то «прилипалами»… Встречая нас в подъезде, он каждый раз спрашивал: — Ну что? Заступили?.. Я всё терпел. Я [ждал двадцать девятое февраля!..](/s13) ## [s13](" ") [— Ну ладно, как хочешь. — пожала она плечами.](?p10) Один лектор, которого я слышал в парке культуры и отдыха, говорил, что если мальчишка моего возраста влюбится, то обязательно таскает за косы девочку, в которую он влюблён, или даже бьёт её. Мне вовсе не хотелось таскать Лилю Тарасову за косы. Тем более, что кос у неё вообще не было. Мне очень хотелось пойти с ней на каток. И [[я ждал…](/s15)|я ждал…](?p10) [Однажды, спустившись сверху, Лиля сказала:](?!p10) [— А не кажется ли вам, что здесь, в подъезде, должен остаться кто-то один?](?!p10) [- [— Да, давно кажется!](/s14)](?!p10) [- [— Кто?!.](/s14#c13)](?!p10) ## [s14](" ") — [Кто?! — спросил я|Да, давно кажется! — ответил я и посмотрел на Владика](?c13). — Вы должны решить это в честном бою. Как мужчины! [Владик подошёл и стукнул меня по носу…|Я подошёл к Владику и стукнул его по носу…](?c13) В один миг Лиля взлетела на второй этаж и закричала: — Валя! Разними их! Они же убьют друг друга! Валя неторопливо спустился, увидел [мой нос|нос Владика](?c13) и сказал: — Ну вот, Лиля, из-за тебя уже пролилась кровь! Он посмотрел на неё не то с уважением, не то даже как-то ещё серьёзнее… [Мой платок был в крови. Но я не замечал ни крови, ни боли, потому что в|В](?c13)сё это произошло в субботу, [двадцать восьмого февраля.](/s15) ## [s15](" ") Вечером[, двадцать восьмого февраля,](?p10) я позвонил Лиле Тарасовой и сказал: — Сегодня двадцать восьмое! Значит, завтра двадцать девятое… Мы с тобой идём на каток! — Ты ошибся, — ответила Лиля. — Завтра — первое марта! Я забыл… Я совсем забыл, что год этот не високосный и что нет в этом году двадцать девятого февраля. — Я тоже забыла, — сказала Лиля. И рассмеялась. — Ну и что же?.. Но ведь завтра всё равно воскресенье! — сказал я. — Двадцать девятое февраля или первое марта — какая же разница? — Очень большая! — сказала Лиля. — Первое марта у меня уже занято. Я обещала пойти на каток… - [— До свидания…](/s16) - [— Кому?..](/s16#c15) ## [s16](" ") — [Кому?|До свидания.](?c15) — перебил я. [В ответ она опять рассмеялась. А я, к сожалению, не смог ей ответить тем же.](?c15) На следующий день утром я спрятался за углом Лилиного дома и стал наблюдать. Было холодно. Но мне было жарко… Она вышла на улицу вместе с Валей, который жил на втором этаже. Я так и думал! Он держал в руках две пары коньков, её и свои. [И смотрел на неё так же, как и вчера: не то с уважением, не то как-то иначе… ](?!p10)А она улыбалась. В ту минуту я понял, что любить нужно только того человека, который достоин любви! Я понял это очень ясно и твёрдо… Но мне от этого было [ничуть не легче.](/s17) ## [s17](" ") Я пришёл к студенту-геологу Юре и сказал: — Ты просил, чтобы я… когда будет очень и очень трудно… — Всё то же самое? — Да… — Перестань! Это даже смешно. В твоём возрасте? Несерьёзно! Но это было серьёзно. Так серьёзно, что на следующий день я опять схватил двойку. И не потому, что не выучил урока, а потому, что ни о чём другом не мог думать. Одним словом, плохо соображал… - [**Конец**](/results) ## [results]("Результаты") В своих действиях вы отклонились от действий героя оригинального рассказа. Вы показали себя как: - [*Менее любопытный*](?!c2) - [*Менее влюбчивый*](?!c3) - [*Менее настойчивый*](?!c5) - [*Менее сговорчивый*](?!c6) - [*Менее воспитанный*](?!c8) - [*Менее галантный*](?!c10) - [*Менее миролюбивый*](?!c13&!p10) - [*Более самолюбивый*](?!c15) ## [results](?c2&c3&c5&c6&c8&c10&c13&c15 "Результаты") Ваши действия в точности совпали с действиями героя оригинального рассказа. Раз такое дело. Вероятно, вам стоит почитать другие произведения Анатолия Алексина, если у вас такое совпадение с его героями.